Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих «клуба» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

Президент России Владимир Путин подписал закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

Госдума приняла закон об организации системы электронного документооборота между участниками системы tax free.

СЗТУ информирует, что с 1 августа 2020 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 № 342 В«О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаровВ».

/ Статьи

Оценка емкости и прогноз развития рынка услуг таможенного брокера в России до 2028 г.

Емкость рынка услуг таможенного брокера

C 1 января 2017 г. декларирование таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме стало бязательным, и по итогам 2017 г. в России таможенные органы оформили 4,4 млн ед. таможенных деклараций (табл. 1).

Некоторая часть участников ВЭД осуществляет таможенное оформление самостоятельно. Как правило, это крупные и средние компании, имеющие возможность содержать в своем штате сотрудника или подразделение, отвечающих за организацию ВЭД и таможенное оформление.

Самостоятельное оформление дает возможность контролировать все этапы перемещения, финансовые операции, но и риски участник ВЭД в таком случае несет самостоятельно.

Структура рынка таможенных деклараций в разрезе сегментов за период 2014–2017 гг. представлена в табл. 2.

Таким образом, емкость рынка аутсорсинга таможенного оформления (под ЭЦП брокера + ЭЦП клиента) составила в 2016 г. около 3,0 млн ед. деклараций; в 2017 г. − около 3,4 млн ед. деклараций, что превысило показатель 2016 г. на 10,8%.

Доля таможенных деклараций, оформленных на аутсорсинг (под ЭЦП клиента и ЭЦП брокера), по экспертным оценкам игроков рынка, составляет в среднем 75–80%.

На стоимость таможенных услуг может влиять несколько факторов: вид оформляемого товара, категория участника ВЭД, вид таможенной процедуры, наличие или отсутствие включенных услуг склада временного хранения (СВХ) или терминала, вид печати (ЭЦП), под которой подается таможенная декларация и много других обстоятельств, оказывающих влияние на стоимость услуг таможенного брокера.

Среднерыночная стоимость оформления таможенной декларации на аутсорсинг под ЭЦП брокера (подготовка, подача и выпуск декларации в таможне, без учета стоимости услуг СВХ) в исторической ретроспективе 2014–2017 гг. составляла[1] в среднем 15–16 тыс. руб. Среднерыночная стоимость оформления таможенной декларации на аутсорсинг под ЭЦП клиента варьировалась в диапазоне 12–13 тыс. руб. за декларацию.

Применение средневзвешенного показателя стоимости оформления таможенной декларации на аутсорсинг к данным по объему оформленных на аутсорсинг ДТ в количественном выражении позволяет сформировать динамику изменения рынка аутсорсинга оформления ДТ в стоимостном выражении (табл. 3).

Таким образом, объем рынка аутсорсинга оформления таможенных деклараций под ЭЦП брокера + ЭЦП клиента в стоимостном выражении оценивается в 2016 г. в 43 млрд руб., в 2017 г. – в 49 млрд руб.

Перспективы рынка услуг таможенного брокера

В настоящее время самостоятельное оформление ДТ могут позволить только крупные компании, которые осуществляют международные грузоперевозки в значительных масштабах и для которых под силу содержание в штате квалифицированного юриста, компетентного в области международного права, бухгалтера с опытом ВЭД, а также лицензированного специалиста по таможенному декларированию. Доля самостоятельного таможенного оформления участниками ВЭД варьируется в диапазоне 20–25%. Однако внедрение обязательного электронного декларирования, постепенное внедрение автоматической регистрации и автоматического выпуска ДТ, передача документального контроля на ЦЭДы, выравнивание подходов к применению СУР, создание бесплатных сервисов, позволяющих обойтись без покупки профессиональных софтов, категорирование участников ВЭД, а также многие другие меры, предпринимаемые ФТС в рамках внедрения нового таможенного законодательства, будут способствовать ослаблению роли посреднических функций таможенных представителей и увеличению доли самостоятельно оформляемых ДТ.

Если раньше участник ВЭД оценивал в брокере прежде всего способности решать вопросы с таможней, то теперь сам круг таких вопросов стал значительно уже. Многие популярные обучающие центры стали организовывать специальные курсы, снабжающие необходимым набором знаний для ведения внешнеэкономической деятельности самостоятельно, без обращения услуг к посредникам.

По мнению экспертов[2], спрос на аутсорсинговые услуги в таможенном оформлении в перспективе попрежнему будет существовать, но доля аутсорсинга в сравнении с существующим показателем в 75–80% в перспективе 10 лет может существенно снизиться (до 40–41%).

Таким образом, среди основных тенденций развития рынка услуг таможенного брокера можно выделить следующие:

■ возрастут требования, предъявляемые к таможенным брокерам, оперирующим на рынке, что повлечет за собой необходимость проведения ими оптимизации бизнес-процессов;

■ приоритетностью выживания в условиях прогнозируемого снижения доли аутсорсинга на рынке будут обладать таможенные операторы с отраслевой специализацией;

 

■ нововведения в таможенном законодательстве приведут в том числе к изменению логистических цепочек и некоторому перетоку декларационных товаров (импорта) с наиболее легко контролируемых таможенными органами авиа- и морских портов на автомобильный транспорт, что повлечет за собой повышение спроса на комплексные услуги оператора «одного окна»: полный аутсорсинг ВЭД + услуги логистического оператора (оформление разрешительных документов, таможенное и логистическое консультирование, растаможивание, транспортировка, экспедирование, складская обработка и т.д.), то есть функции таможенных брокеров в перспективе будут сосредоточиваться у логистических операторов.

Прогноз развития рынка услуг таможенного брокера до 2028 г.

При формировании прогноза рынка услуг таможенного брокера в перспективе до 2028 г. применялась следующая методология:

1. Ретроспективная динамика изменения рынка услуг таможенного брокера в 2014–2017 гг. и долевой составляющей аутсорсинга (под ЭЦП брокера + ЭЦП клиента) базируется на данных официальной статистики и экспертных оценках игроков рынка.

2. Изменения рынка на прогнозный период до 2028 г. характеризуются следующими периодами:

■ переходный период: фаза адаптации рынка таможенного оформления к новому таможенному законодательству (2019–2021 гг.) – рост доли аутсорсинга в пределах статистической погрешности в 1–2%;

■ постадаптационный (2021–2028 гг.) период: фаза снижения доли аутсорсинга с ежегодным темпом в 5–7%.

Согласно сформированному прогнозу доля аутсорсинга в оформлении ДТ (ед.) оценочно составит:

■ в 2021 г. – 78% (под ЭЦП клиента 31%, под ЭЦП брокера 47%)

■ в 2025 г. – 58% (под ЭЦП клиента 28%, под ЭЦП брокера 30%);

■ в 2028 г. − 40–41% (под ЭЦП клиента 21%, под ЭЦП брокера 20%).

При формировании прогноза изменения рынка в стоимостном выражении (млрд руб.) использовалась следующая методология:

1. Сформирован прогноз стоимости оформления 1 (одной) ДТ на аутсорсинг в руб./ед. (усредненная стоимость по 2 экспертным показателям: цена оформления ДТ под ЭЦП брокера и цена под ЭЦП клиента) на перспективу до 2028 г. с применением прогнозируемого Минэкономразвития РФ показателя инфляции.

2. К вышеприведенным прогнозным показателям числа оформляемых на аутсорсинг таможенных деклараций применен сформированный прогноз стоимости оформления 1 таможенной декларации на аутсорсинг в руб./ед.

Емкость рынка услуг таможенного брокера в стоимостном выражении с учетом ожиданий Минэкономразвития РФ по ежегодной инфляции и экспертной оценке по изменению долевой составляющей аутсорсинга в различных фазах рыночных изменений составит:

■ в 2021 г. около 61 млрд руб.;

■ в 2025 г. около 56 млрд руб.;

■ в 2028 г. снизится до 47 млрд руб. 

Среднегодовой темп изменения рынка аутсорсинга оформления таможенных деклараций за весь прогнозируемый период составит:

■ CAGR 2017–2025 = +2%;

■ CAGR 2017–2028 = 0%.

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 5 февраля 2020 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика

Бизнес бьет тревогу и ждет хотя бы понимания

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) за январь–июнь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 13,5% и составил 27 млрд 457 млн долларов США.

 28 июля 2020 / Таможня

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика

Взаимодействие клиента и исполнителя услуги в сфере грузоперевозок

Современный рынок грузоперевозок независимо от направления обладает собственным информационным полем: терминологией, неписанными правилами и реальными историями, которые проще было бы придумать. Именно об этих составляющих В«клубаВ» в сфере ВЭД мы и поговорим сегодня в нашей статье.

 6 августа 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы

 29 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Совершенствование процесса управления обещаниями в цепях поставок

Данная статья является продолжением цикла публикаций, посвященных созданию отраслевой практической методологии интегрированного планирования цепей поставок промышленных предприятий (на примере комплексов черной металлургии) [7-9].

 27 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть II)

Все компании, торгующие товарами повседневного спроса, стремятся иметь собственный автопарк, чтобы контролировать своевременность всех поставок и поддерживать бесперебойное обеспечение торговых точек всеми необходимыми товарами.

 21 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

О методах повышения эффективности логистических операций FMCG-ритейлеров (Часть I)

Торговая логистика охватывает интегрированные процессы планирования, организации и контроля всего комплекса информационных, материальных и прочих потоков между отдельным торговым предприятием и егоВ поставщиками, внутри торгового предприятия и между ним и его потребителями (клиентами, покупателями)

 20 июля 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog